Ответственность капитана

Российское и международное морское право определяют правовой статус капитана судна. Размер судна не имеет значения. Капитан океанского лайнера и маломерного судна имеют одинаковый объем юридической ответственности и полномочий.

Капитан судна несет исключительную ответственность за безопасность судна и людей, находящихся на борту судна.

Исключительная ответственность капитана за безопасность плавания определяет необходимый объем знаний, умений и навыков, которыми капитан должен обладать.

Капитан может быть признан виновным и привлечен к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности не только за нарушение писанных правил, но и за несоблюдение правил Хорошей морской практики, ставшее причиной аварии или гибели людей.

Безопасность плавания и Хорошая морская практика

Что это такое - Хорошая морская практика, в чем состоят ее правила, законом не определенно. В литературе также нет однозначного определения этого понятия и, конечно, нигде нет исчерпывающего перечня правил, которые ее составляют.

А ответственность за ее несоблюдение есть.

Например, Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72, COLREG) устанавливают неизбежную ответственность за последствия, могущие произойти от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая. А, согласно Правилу 8 МППСС-72, любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, должно соответствовать хорошей морской практике.

 

Хорошая морская практика значительно шире свода норм и правил, изложенных в многочисленных нормативно-правовых документах, регулирующих мореплавание и судоходство.

Это и проявленная в любой ситуации максимальная осторожность, и способность предусмотреть все варианты развития событий, и применение наиболее безопасных приемов в судовождении, и умение действовать в аварийной ситуации. Но, прежде всего, это здравый смысл, умноженный на тысячелетний опыт мореплавания.

Хорошая морская практика предусматривает выполнение всех тех мероприятий, которые фактически необходимы для обеспечения безопасности плавания.

Обеспечение безопасности плавания включает в себя:

  1. Знание опасных ситуаций;
  2. Распознавание признаков наступления опасной ситуации;
  3. Принятие всех возможных мер по предотвращению опасной ситуации;
  4. Осуществление необходимых действий по борьбе за живучесть судна и спасению людей.

Обучение судоводителей

Отсутствие полного перечня правил, мер и действий, необходимых для обеспечения безопасности плавания, и составляющих Хорошую морскую практику, вызвано тем, что просто невозможно перечислить все великое множество опасных ситуаций.

А капитан должен принимать верное решение в каждых конкретных условиях с учетом всех конкретных обстоятельств. При этом, перестраховка так же противоречит правилам Хорошей морской практики, как и чрезмерный риск и недооценка реальной опасности.

Это и определяет требования к организации, осуществляющей подготовку судоводителей.

Кроме изучения правил плавания, навигации, лоции, устройства судна, технических требований к конструкции и механизмам, приемов управления судном, необходимо овладение знанием и пониманием правил Хорошей морской практики, необходимых для обеспечения безопасности плавания.

А это возможно только через передачу накопленного опыта от преподавателей, обладающих профессиональным морским образованием и многолетним профессиональным опытом мореплавания.

Навигацкая школа

Преподавательский состав Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Навигацкая школа» состоит из преподавателей и инструкторов, обладающих высшим морским образованием, имеющих многолетний профессиональный морской опыт и с детства занимающихся парусным и водно-моторными видами спорта. В состав преподавателей входят капитаны дальнего плавания, яхтенные капитаны, спасатели, специалисты по морскому праву – кандидаты наук и мастера спорта.

Навигацкая школа обладает собственным флотом из 18 килевых парусных яхт и 4 моторных катеров обеспечения.

Навигацкая школа производит обучение судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС, капитанов и членов экипажей прогулочных и спортивных парусных судов, шкиперов и капитанов IYT.

Обучение производится как в очной, так и в очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.