Научные направления

В Навигацкой школе разрабатываются и реализуются различные по форме, характеру и объему научные  программы по направлениям и специальностям судовождения на морских и внутренних водных путях, навигации, лоции, теории судна, гидрометеорологии, сигнализации и радиосвязи, применения ГМССБ, морского права, безопасности мореплавания, основ выживания и оказания первой помощи при бедствиях.

Научная работа в Навигацкой школе осуществляется по нескольким направлениям:

  • Научно-методическое обеспечение образовательной деятельности, в том числе, разработка методов и методик преподавания технических дисциплин с применением технологий дистанционного обучения.
  • Научно-исследовательские работы в области инновационного развития прибрежных объектов социальной инфраструктуры, общественных рекреационных пространств.
  • Производство океанографических исследований с борта малых парусных судов - океанографические станции и разрезы в открытом море, океанографические работы в приполярных районах, экологический и радиоэкологический мониторинг морских акваторий, гидрометеорологический мониторинг в районах размещения АЭС и объектов использования атомной энергии, аудит безопасности гидротехнических сооружений.
  • Опытно-конструкторские работы по разработке специализированного океанографического научного и технологического оборудования.


Океанографические исследования

Особенности конструкции и условия эксплуатации малых парусных судов делают их перспективными для использования в экспедиционных научных исследованиях и для производства широкого спектра океанографических работ.

Безусловными достоинствами малых парусных судов являются их практически неограниченная мореходность, дающая возможность плавать и выполнять океанографические работы практически в любом районе мирового океана, и высокая экономичность.

Низкие расходы на подготовку малых парусных судов для выполнения океанографических работ и на финансирование экспедиционного плавания на них позволяет в короткие сроки значительно увеличить флот научно-исследовательских судов и количество океанографических съемок, в том числе, несколькими судами одновременно.

  • Рейдовые станции и разрезы в прибрежной морской зоне
  • Океанографические станции и разрезы в открытом море
  • Вековые океанографические разрезы
  • Попутные наблюдения

Океанографические работы в приполярных районах

  • Изучение айсбергов и возможностей их транспортировки
  • Гидрометеорологическое обеспечение плавания судов в акватории Северного морского пути
  • Обеспечение Системы управления ледовой обстановкой необходимой гидрометеорологической информацией

Специализированные океанографические, экологические и другие работы

  • Инженерно-гидрометеорологические изыскания
  • Экологический мониторинг
  • Радиоэкологический мониторинг морских акваторий
  • Гидрометеорологический мониторинг в районах размещения АЭС и объектов использования атомной энергии
  • Аудит безопасности гидротехнических сооружений


Опытно-конструкторские работы

Последние десятилетия Россия принимала активное участие в международных программах океанографических исследований. В том числе, в климатических и геосферно биосферных программах TOGA, WOCE, JGOFS, GLOBALCHANGE, и др.

Унификация методик наблюдений и координация международного обмена данными, осуществляемые Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Межправительственной океанографической комиссией (МОК), использовались как повод продвижения на рынке научного оборудования приборов иностранного производства.

Приборный парк российского производства начиная с 90-х годов не развивался. Сохранившиеся где-то наработки и опыт времен СССР во многом не соответствуют современным элементной базе и технологиям.

В настоящее время участие России во многих международных органах и организациях фактически парализовано. Арктический совет, являющийся основным механизмом межгосударственного диалога по северной проблематике, перестал действовать на фоне демонстративного отказа западных стран от контактов с Россией.

В этих условиях развитие океанографических исследований возможно только опираясь на собственный опыт и технологическую базу.

Вопрос обновления научно-исследовательского флота, в том числе для работы в условиях Арктики и Антарктики, отражён в государственной программе «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015 2030 гг.».

В документе первым приоритетным направлением государственной политики в области развития судостроительной промышленности указано создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути, создание высокотехнологичных среднетоннажных транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологичных рыбопромысловых судов и морских и речных научно исследовательских и научно экспедиционных судов.

В настоящее время АНО ДПО «Навигацкая школа» осуществляет опытно-конструкторские работы по разработке гидрологического комплекса на основе CTD зонда всплывающего типа для глубоководного (до 6000 м) зондирования с возможностью получения 3-хмерной траектории всплывающего буя, по которой составляется вертикальный профиль течений.

Такой комплекс является инновационным, ранее не применявшимся. Зарубежные аналоги отсутствуют.